Порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
областной межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
21 декабря 2021 года, № 2.3-П/49
г. Ростов-на-Дону
Председательствующий |
- Балина Л.В., министр общего и профессионального образования Ростовской области, заместитель председателя комиссии |
Присутствовали |
- 14 членов комиссии, 2 представителя прокуратуры Ростовской области (список прилагается) |
ВЫСТУПИЛИ:
Балина Л.В. |
- министр общего и профессионального образования Ростовской области, заместитель председателя комиссии |
ПОСТАНОВИЛИ:
По итогам рассмотрения вопроса № 1 «Об утверждении: Порядка межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей)»; регионального плана мероприятий («дорожная карта») по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы в Ростовской области»:
1.1. Признать утратившим силу Порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников учреждений господдержки детства, утвержденный протоколом областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30.03.2011 № 1.
1.2. Утвердить порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей) согласно Приложению 1.
1.3. Утвердить региональный план мероприятий («дорожная карта») по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы в Ростовской области согласно Приложению 2.
Министр общего и профессионального образования Ростовской области, заместитель председателя комиссии
|
Л.В. Балина |
И.о. ответственного секретаря комиссии |
Г.М. Шпак |
Приложение 1
к постановлению областной межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
от 21.12.2021 № 2.3-П/49
Порядок
межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей) (далее-Порядок).
- Цели и задачи.
Постинтернатное сопровождение и социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей), осуществляется в целях создания условий для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной социализации.
Основными задачами утверждения Порядка являются:
- организация учета выпускников, в том числе нуждающихся в оказании содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
- определение полномочий органов и организаций, входящих в систему постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- определение алгоритма взаимодействия между органами и организациями, входящими в систему постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников, с целью оказания выпускнику своевременной помощи.
- Основные понятия
Банк данных выпускников – совокупность сведений о выпускниках, сформированных на уровне муниципального района (городского округа) Ростовской области и на областном уровне, позволяющих организовать учет и мониторинг своевременного оказания помощи;
Выпускники - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершившие пребывание в организации для детей-сирот или в семье опекуна (попечителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
Договор о постинтернатном сопровождении - договор, заключаемый между выпускником и организацией для детей-сирот об оказании выпускнику консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иных видов помощи.
Индивидуальная программа сопровождения выпускника – программа, включающая план мероприятий по реализации постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
Организации для детей-сирот-образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещены под надзор (центры помощи детям (ранее-детские дома), государственные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы);
Постинтернатное сопровождение выпускников – комплекс мероприятий, обеспечивающих оказание выпускникам помощи в решении вопросов социальной адаптации, получения профессионального образования, трудоустройства, обеспечения жильем, защиты имущественных и иных прав;
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность выпускника, которую он не может преодолеть самостоятельно.
- Органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников.
- 1. Координацию работы органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников в муниципальном районе (городском округе) осуществляет муниципальный совет (далее-Координационный совет), состав которого утверждается распорядительным документом руководителя органа местного самоуправления.
- 2. В состав Координационного совета могут быть включены представители:
органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее-орган опеки и попечительства);
органа управления социальной защиты населения;
органа управления здравоохранением;
органа внутренних дел;
государственного казенного учреждения Ростовской области центра занятости населения (далее-центр занятости населения);
центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
учреждения социального обслуживания семьи и детей;
муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
социально ориентированных некоммерческих организаций и иных организаций.
3.3. Координацию работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников в Ростовской области осуществляет министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование Ростовской области).
- Организация работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников
- Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей:
- реализует программу подготовки воспитанника к самостоятельной жизни, утвержденную в установленном порядке;
- осуществляет мероприятия по своевременному включению воспитанников в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем;
- за 1 месяц до окончания срока пребывания воспитанника в учреждении разрабатывает индивидуальную программу сопровождения по форме приложения №1 к настоящему порядку;
- в целях организации получения выпускниками профессионального образования ежегодно, в срок до 30 апреля, предоставляет в минобразование Ростовской области списки выпускников по форме приложения №2 к настоящему порядку с приложением медицинских справок с отметкой о профессиональной пригодности;
- предоставляет выпускнику памятку о мерах государственной поддержки, государственных и социально-ориентированных некоммерческих организациях, в которые необходимо обратиться в случае возникновения трудной жизненной ситуации;
- в течение 5 рабочих дней с даты отчисления выпускника информирует орган опеки и попечительства по месту обучения (трудоустройства) о прибывшем выпускнике по форме приложения №2 к настоящему порядку, орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот – об убытии выпускника;
- ведёт Банк данных выпускников организаций для детей-сирот в порядке, установленном минобразованием Ростовской области;
- по заявлению выпускника заключает с ним договор о постинтернатном сопровождении;
- оказывает консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную и иную помощь выпускникам;
- организует работу клуба выпускников;
- при наличии возможности предоставляет выпускникам право длительного бесплатного проживания и (или) питания на срок до 1 года и (или) краткосрочного проживания на период каникулярных, выходных и праздничных нерабочих дней;
- взаимодействует с социально-ориентированными некоммерческими организациями в целях оказания помощи выпускникам;
- информирует муниципальный координационный совет о целесообразности завершения сопровождения и прекращении сведений о гражданине в Банке данных выпускников организаций для детей-сирот.
4.2. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (органы опеки и попечительства):
- осуществляют формирование и ведение Банка данных выпускников организаций для детей-сирот и Банка данных выпускников замещающих семей в порядке, установленном минобразованием Ростовской области;
- при перемене места жительства выпускника в пределах Ростовской области в течение 3 рабочих дней в письменной форме информируют орган опеки и попечительства и профессиональное образовательное учреждение по новому месту жительства по форме согласно приложению №2 настоящего порядка с направлением рекомендаций о его сопровождении;
- осуществляют постановку на учет в органе опеки и попечительства, ведение и хранение личных дел, контроль за условиями жизни выпускников, не достигших возраста 18 лет, в отношении которых орган опеки и попечительства исполняет обязанности законного представителя;
- при необходимости осуществляют корректировку индивидуальной программы сопровождения выпускников, но не реже 1 раза в год;
- осуществляют мероприятия по защите личных и имущественных прав выпускников;
- информируют органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о возникновении у выпускника трудной жизненной ситуации и оказании помощи;
- ходатайствуют перед Координационным советом о рассмотрении вопроса об оказании комплексной помощи выпускникам, требующей участия нескольких органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- совместно с замещающими родителями составляют индивидуальную программу сопровождения выпускника, завершившего нахождение в замещающей семье;
- ведут учет выпускников, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обследуют условия их жизни в порядке, установленном минобразованием Ростовской области, информируют органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о необходимости оказания помощи, ежеквартально информируют Координационный совет о состоянии работы по использованию жилых помещений специализированного жилищного фонда.
4.3. Профессиональные образовательные учреждения:
- зачисляют выпускников на полное государственное обеспечение;
- создают в общежитии условия для проживания выпускников;
- осуществляют сопровождение выпускников в целях получения ими профессионального образования, воспитания и постинтернатной адаптации до окончания обучения или достижения возраста 23 лет;
- организуют занятость и отдых выпускников на период каникулярных дней;
- за месяц до предполагаемой даты прибытия обучающегося к месту отдыха (занятости) в каникулярные дни, информируют орган опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения выпускника в каникулярные дни для организации контроля;
- за месяц до начала каникулярных дней письменно ходатайствуют перед центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, о предоставлении выпускнику возможности краткосрочного проживания;
- согласовывают отчисление и перевод несовершеннолетних обучающихся с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органом опеки и попечительства, Координационным советом;
- не позднее чем за 30 дней до отчисления совершеннолетнего выпускника, информируют об этом орган опеки и попечительства и организацию для детей-сирот, откуда он прибыл;
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения в пределах своей компетенции;
- содействуют в решении проблем жизнеустройства и адаптации выпускников в новой социальной среде;
- взаимодействуют с центрами занятости населения, Советами директоров предприятий различных форм собственности и бизнес-сообществом по вопросам трудоустройства выпускников;
- проводят мониторинг социальной адаптации детей-сирот в соответствии с порядком, установленным минобразованием Ростовской области.
4.4. Органы управления социальной защитой населения:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- консультируют выпускников по вопросам предоставления мер государственной поддержки;
- предоставляют выпускникам меры государственной поддержки в соответствии с законодательством;
- организуют предоставление услуг выпускникам учреждениями социального обслуживания семьи и детей.
4.5. Органы управления здравоохранением:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- по обращению организаций для детей-сирот или органов опеки и попечительства организуют диспансерное наблюдение выпускников, имеющих хронические заболевания, ограниченные возможности здоровья и инвалидность, обеспечивают медицинское обслуживание по месту их проживания;
- содействуют в оформлении медицинских документов, в том числе при трудоустройстве;
- оказывают патронажную и консультативную помощь молодым матерям и беременным из числа выпускников.
4.6. Центр занятости населения:
- участвует в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- проводит по запросам организаций для детей-сирот профориентационные занятия в целях содействия выпускникам в профессиональном самоопределении;
- проводит профессиональную ориентацию выпускников, обратившихся в органы службы занятости населения, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- оказывает содействие в трудоустройстве выпускников, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы;
- осуществляет организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для выпускников, признанных в установленном порядке безработными;
- информирует организации для детей-сирот и органы опеки и попечительства о трудоустройстве выпускников.
4.7. Органы внутренних дел:
- в установленном порядке проводят индивидуальную воспитательную и профилактическую работу в отношении выпускников, совершивших правонарушения;
- в случае совершения выпускниками противоправных действий, согласовывают план воспитательных мероприятий с Координационным советом.
4.8. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- участвуют в оказании выпускнику психолого – педагогической, медицинской, социальной и иной помощи.
4.9. Муниципальный координационный совет:
- рассматривает вопросы состояния работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников и предложения о повышении эффективности работы;
- утверждает индивидуальную программу сопровождения выпускника;
- координирует оказание комплексной помощи выпускникам, требующей участия нескольких органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- принимает решение о прекращении учета сведений о выпускнике в Банке данных выпускников организаций для детей-сирот и Банке данных выпускников замещающих семей в связи с успешной социализацией или иным причинам (перемена места жительства, смерть).
4.10. Минобразование Ростовской области:
- формирует Банк данных выпускников организаций для детей-сирот и Банк данных выпускников замещающих семей в установленном порядке;
- проводит ежегодный мониторинг исполнения порядка формирования Банка данных выпускников организация для детей-сирот и Банка данных выпускников замещающих семей и информирует о его результатах руководителей органов местного самоуправления;
- запрашивает в органах и учреждениях системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников информацию, необходимую для оценки состояния работы;
- рассматривает предложения органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о повышении эффективности работы
Приложение № 1
к Порядку межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей)
Примерная форма индивидуальной программы
сопровождения выпускника
Дата составления:
Общие сведения о выпускнике организации для детей-сирот (замещающей семьи)
Ф.И.О. ________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________
Место жительства, телефон ______________________________________
Форма устройства, статус ________________________________________
Место учебы (работы) ___________________________________________
Дата отчисления из учреждения (основание), дата прекращения опеки (основание)_______________________
Меры государственной поддержки выпускника (размер денежной компенсации, обеспечение одеждой, обувью и др., размер пенсии по потере кормильца, инвалидности, алиментов, указать сумму и др.)_________________________________
Состояние здоровья____________________
Результаты психодиагностики_______________________________________
Уровень сформированности навыков самообслуживания______________
Наличие личных документов:
(паспорт, ИНН, медицинский полис, счет в кредитной организации)
Подробная анкета выпускника
- Образование _________________________________________________
- Семейное положение __________________________________________
- Наличие и количество детей ____________________________________
- Где и когда воспитывался_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Место проживания на данный момент ______________________________________________________________________________________________________________________________
- Телефон, по которому можно связаться с выпускником _____________________________________________________________
- Жилищные условия: отдельная квартира с удобствами
отдельная квартира без удобств
отдельная комната в общежитии
съемная квартира
съемная комната
ветхое жилье
собственный дом
другое ___________________________________
- Чем занимается в данный момент: учеба
работа
учеба и работа одновременно
незанятость
учет в центре занятости населения
- Название учебного заведения, профессия, которую осваивает __________________________________________________________________________________________________________________________
- Место работы, должность __________________________________________________________________________________________________________________________
- Средства содержания: заработная плата по месту постоянной работы
случайный заработок
родственников, замещающих родителей
стипендия
пособие по безработице
перепродажа жилья, имущества
попрошайничество
другое ___________________________________
- Нужда, потребности в настоящее время: одежда
пища
медицинское обслуживание
жилье
другое ___________________
- Чем любит заниматься в свободное время:
гулять по улицам
заниматься спортом
спать
ходить в компьютерный клуб (играть в компьютерные игры)
проводить время в компании друзей
другое ______________________________________________________
- С кем охотнее всего общается: с родственниками
с членами замещающей семьи
с друзьями
ни с кем
другое ______________________
- Курение: да нет
- Алкоголь: нет
по праздникам
редко
часто
ежедневно
раньше употреблял, сейчас нет
учет нарколога
- Наркотики: да нет
Если «да», то какие
_____________________________________________________
- Токсикомания: да
нет
не часто
Правонарушения: отбывал наказание в местах лишения свободы
был условно осужден
выплата административного штрафа
другое _____________________________________
- Социально-поддерживающая сеть:
родственники
замещающая семья
супруг (супруга)
друзья
коллеги
специалисты базового интернатного учреждения
другие _____________________________________
- Трудности на данный момент:
_______________________________________________________________
Маршрут сопровождения выпускника
№ |
Органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников |
Предлагаемые мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Вопросы на контроле |
1. |
|
1. 2. 3. 4. … |
|
|
Приложение № 2
к Порядку межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей)
Сведения
о выпускниках организации для детей-сирот
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество выпускника |
Дата, место рождения |
Адрес выбытия, наименова ние учреждения профессионального образования или места трудоустройства |
Сведения о получении алиментов, пенсий |
Реквизиты акта органа местного самоуправления о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот |
Документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей |
Сведения о наличии жилого помещения или реквизиты акта органа местного самоуправления о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем |
Сведения о принадлежности к категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Сведения о постановке на учет в ПДН, КДН, фактах уголовного преследования
|
|
отец |
мать |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |