Областной закон от 22.10.2004 № 165-ЗС
|
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН |
О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСТВА |
Принят |
7 октября 2004 года |
В редакции областных законов от 21.03.2005 № 295-ЗС, от 26.05.2005 № 320-ЗС, от 22.10.2005 № 376-ЗС, от 18.09.2006 № 544-ЗС, от 26.07.2007 № 725-ЗС, от 03.10.2007 № 780-ЗС, от 22.04.2008 № 10-ЗС, от 06.08.2008 № 55-ЗС, от 12.08.2008 № 63-ЗС, от 13.10.2008 № 102-ЗС, от 13.10.2008 № 106-ЗС, от 07.12.2009 № 334-ЗС, от 16.04.2010 № 391-ЗС, от 10.05.2011 № 600-ЗС, от 31.10.2011 № 695-ЗС, от 10.04.2012 № 835-ЗС, от 22.06.2012 № 873-ЗС, от 02.07.2012 № 900-ЗС, от 25.10.2012 № 957-ЗС, от 03.12.2012 № 988-ЗС, от 06.03.2013 № 1058-ЗС, от 08.05.2013 № 1085-ЗС, от 30.07.2013 № 1152-ЗС, от 14.11.2013 № 11-ЗС, от 14.11.2013 № 12-ЗС, от 14.11.2013 № 13-ЗС, от 28.11.2013 № 50-ЗС, от 16.12.2013 № 73-ЗС, от 23.12.2013 № 85-ЗС, от 03.09.2014 № 223-ЗС, от 21.11.2014 № 261-ЗС (в ред. от 25.12.2014 № 295-ЗС), от 25.12.2014 № 290-ЗС, от 02.03.2015 № 321-ЗС, от 23.11.2015 № 448-ЗС, от 18.12.2015 № 470-ЗС, от 07.11.2016 № 660-ЗС, от 22.12.2016 № 808-ЗС, от 29.12.2016 № 935-ЗС, от 01.03.2017 № 1024-ЗС, от 1.05.2017 № 1044-ЗС, от 28.06.2017 № 1165-ЗС, от 04.08.2017 № 1177-ЗС, от 04.08.2017 № 1180-ЗС, от 20.12.2017 № 1283-ЗС, от 25.12.2018 № 77-ЗС, от 25.12.2018 № 78-ЗС, от 25.12.2018 № 81-ЗС, от 02.04.2019 № 131-ЗС, от 05.11.2019 № 225-ЗС, от 02.12.2019 № 249-ЗС, от 16.12.2019 № 264-ЗС, от 17.06.2020 № 328-ЗС, от 24.12.2020 № 424-ЗС, от 01.03.2021 № 435-ЗС, от 03.08.2021 № 511-ЗС, от 09.11. 2021 № 585-ЗС, от 09.11.2021 № 590-ЗС, от 23.12.2021 № 648-ЗС, от 29.06.2022 № 710-ЗС, от 29.11.2022 № 780-ЗС, от 29.11.2022 № 786-ЗС, от 26.12.2022 № 810-ЗС, от 27.04.2023 № 864-ЗС, от 01.08.2023 № 905-ЗС, от 07.11.2023 № 6-ЗС, от 07.11.2023 № 7-ЗС, от 15.12.2023 № 73-ЗС, от 15.12.2023 № 77-ЗС, от 27.02.2024 № 88-ЗС, от 18.04.2024 № 117-ЗС, от 11.06.2024 № 134-ЗС, от 30.09.2024 № 170-ЗС, от 07.10.2024 № 176-ЗС, от 25.10.2024 № 200-ЗС, от 25.10.2024 № 204-ЗС
Действие положений части 61 статьи 15 настоящей редакции Областного закона распространяется на договоры найма специализированных жилых помещений, заключенные до дня вступления в силу Областного закона от 27.02.2024 № 88-ЗС.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Областного закона
1. Настоящий Областной закон определяет меры социальной поддержки и социального обслуживания беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей, детей из многодетных семей и следующих категорий детей и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Ростовской области:
1) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители (далее – законные представители) по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении них и временно помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заявлению их законных представителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;
2) детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) пункт утратил силу - Областной закон от 16.04.10 № 391-ЗС;
4) детей, проживающих в малоимущих семьях;
5) детей, находящихся в социально-опасном положении.
Принадлежность к категориям детей из многодетных семей и детей, проживающих в малоимущих семьях, определяется нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
2. Настоящий Областной закон наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области, определенными статьей 132 настоящего Областного закона.
3. Настоящий Областной закон определяет меры социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трех и более детей, малоимущих многодетных семей, семей, имеющих детей с фенилкетонурией.
Статья 2. Понятия и термины
В настоящем Областном законе используются понятия и термины, предусмотренные законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в сфере социальной поддержки и социального обслуживания детей.
Статья 3. Утратила силу - Областной закон от 07.12.09 № 334-ЗС.
Статья 4. Защита прав детей из многодетных семей, детей и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации
Защита прав детей из многодетных семей, детей и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), осуществляется органами государственной власти Ростовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.
Статья 5. Компетенция исполнительных органов Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки детей
1. Правительство Ростовской области:
1) устанавливает порядки предоставления мер социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей из малоимущих семей, детей из многодетных семей, семей в связи с рождением одновременно трех и более детей, малоимущих многодетных семей, предусмотренных настоящим Областным законом, а также порядок оценки нуждаемости исходя из имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малоимущим семьям и порядок выдачи удостоверений, подтверждающих статус многодетной семьи в Российской Федерации.
При оценке нуждаемости исходя из имущественной обеспеченности площадь находящихся в собственности членов семьи жилых помещений, приходящаяся на каждого члена семьи, подлежит округлению до целого квадратного метра в сторону уменьшения. В случае, если в составе семьи имеется инвалид, в том числе ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при оценке нуждаемости исходя из имущественной обеспеченности норматив общей площади находящихся в собственности членов семьи жилых помещений увеличивается на 18 квадратных метров в отношении каждого такого инвалида;
2) реализует государственную политику в интересах детей;
3) осуществляет деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной поддержки, социального обслуживания;
4) содействует социальной адаптации и социальной реабилитации детей;
5) обеспечивает их занятость и охрану труда, профилактику безнадзорности и правонарушений, государственную поддержку общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.
2. Исполнительные органы Ростовской области:
1) обеспечивают реализацию мероприятий по защите прав и законных интересов детей, поддержке детства, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, полное, частичное, долевое финансирование проектов, программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) участвуют в формировании социальной инфраструктуры для детей;
3) определяют порядок информирования и проведения консультаций в различных формах, осуществления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка;
4) обеспечивают подготовку соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей;
5) готовят информационные и аналитические материалы о положении детей;
6) обеспечивают иные направления координации деятельности в данной области.
Статья 6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории Ростовской области в порядке, установленном областным законом и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется областным законом и иными нормативными правовыми актами Ростовской области.
Статья 7. Финансирование мер социальной поддержки и социального обслуживания
Предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания, предусмотренных настоящим Областным законом, в том числе возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки в денежном выражении, является расходным обязательством Ростовской области.
Статья 8. Предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
Несовершеннолетним, указанным в статье 1 настоящего Областного закона, социальные услуги предоставляются в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Деятельность, связанная с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств – участников Содружества Независимых Государств, осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде субвенций бюджету Ростовской области в порядке, установленном федеральным законодательством.
Деятельность, связанная с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, в пределах территории Ростовской области, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Ростовской области.
Статья 9. Организация медицинского обслуживания, оздоровления и отдыха детей
1. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Ростовской области.
1¹. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной областной системы здравоохранения.
2. Детям может оказываться медицинская помощь за счет средств благотворительных и общественных фондов и объединений, средств организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, личных средств граждан, иных источников, не запрещенных законодательством.
3. Порядок организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, в том числе меры социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления детей, определяются нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
Статья 10. Меры социальной поддержки детей первого-второго года жизни из малоимущих семей
Малоимущим семьям, имеющим детей первого-второго года жизни, предоставляется с учетом индексации с 1 января 2008 года ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка в размере 400 рублей для приобретения специальных молочных продуктов детского питания в порядке, устанавливаемом Правительством Ростовской области.
С 1 января 2009 года размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции.
Размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации определяется постановлением Правительства Ростовской области. Проиндексированный размер ежемесячной денежной выплаты подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.
Статья 101. Меры социальной поддержки беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей
1. Меры социальной поддержки беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей при наличии заключения врача предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты на полноценное питание.
2. Ежемесячная денежная выплата на полноценное питание устанавливается в размере 1146 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты на полноценное питание ежегодно индексируется исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции. Проиндексированный размер ежемесячной денежной выплаты на полноценное питание подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.
3. Размер с учетом индексации, порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты на полноценное питание устанавливаются Правительством Ростовской области.
Статья 102. Мера социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трех и более детей
1. Мера социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трех и более детей предоставляется в виде единовременной денежной выплаты.
2. Единовременная денежная выплата семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей устанавливается в размере 50000 рублей на каждого ребенка.
Размер единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей ежегодно индексируется исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции. Проиндексированный размер единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.
3. Размер с учетом индексации, порядок назначения и предоставления единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей устанавливаются Правительством Ростовской области.
Статья 11. Меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных в детском возрасте во время пребывания в нозокомиальных очагах (медицинских организациях)
1. ВИЧ-инфицированным в детском возрасте во время пребывания в нозокомиальных очагах (медицинских организациях) (каждому пожизненно), а также лицу, осуществляющему уход за ним, назначаются ежемесячные социальные пособия.
При наличии в семье более одного ВИЧ-инфицированного в детском возрасте лицу, осуществляющему за ними уход, назначается одно пособие в месяц.
2. Размер пособия остается неизменным в течение текущего финансового года и устанавливается:
1) ВИЧ-инфицированным в детском возрасте – в размере двух прожиточных минимумов для детей;
2) лицу, осуществляющему уход за ВИЧ-инфицированным в детском возрасте, - в размере одного прожиточного минимума для трудоспособного населения.
3. ВИЧ-инфицированный в детском возрасте и один из родителей или иной законный представитель ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно имеют право на бесплатный проезд.
4. Порядок назначения и выплаты социального пособия и возмещения расходов за проезд к месту лечения, устанавливается Правительством Ростовской области.
Статья 111. Мера социальной поддержки семей, имеющих детей с фенилкетонурией
1. Семьям, имеющим детей с фенилкетонурией, предоставляется ежемесячная денежная выплата на приобретение низкобелковых и безбелковых продуктов питания.
2. Ежемесячная денежная выплата выплачивается одному из родителей или иному законному представителю на каждого совместно проживающего с ним ребенка с фенилкетонурией в возрасте от 1 года до 18 лет, сведения о котором включены в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
3. Ежемесячная денежная выплата на 2024 год устанавливается в следующих размерах:
на ребенка с фенилкетонурией в возрасте от 1 года до 1,5 лет – 2 521 рубль;
на ребенка с фенилкетонурией в возрасте от 1,5 лет до 3 лет – 3 049 рублей;
на ребенка с фенилкетонурией в возрасте от 3 лет до 5 лет – 4 137 рублей;
на ребенка с фенилкетонурией в возрасте от 5 лет до 7 лет – 5 612 рублей;
на ребенка с фенилкетонурией в возрасте от 7 лет до 18 лет – 6 612 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции. Проиндексированный размер ежемесячной денежной выплаты подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.
4. Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ростовской области.
Статья 12. Меры социальной поддержки детей из многодетных семей
1. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются гражданам Российской Федерации из числа членов многодетных семей, состоящих из двух родителей, находящихся в зарегистрированном браке, либо одного из родителей, и имеющим трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет и (или) совершеннолетних детей, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением организаций дополнительного образования).
При предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, в число детей в составе многодетной семьи также включаются при условии их проживания в данной семье приемные дети, дети, находящиеся под опекой или попечительством, пасынки (падчерицы).
Дети, в отношении которых оба родителя или единственный родитель лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, находящиеся на полном государственном обеспечении, приобретшие дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации или отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу, не учитываются при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей.
11. Многодетным семьям, указанным в части 1 настоящей статьи, выдаются удостоверения, подтверждающие статус многодетной семьи в Российской Федерации.
2. Многодетным семьям, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются:
1) ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади);
б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади);
в) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
г) платы за коммунальные услуги. Компенсация рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета компенсация рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете компенсации не учитываются повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, применяемые в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
д) оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления;
2) ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка: детям до 6 лет − для приобретения лекарственных препаратов по рецептам врачей; детям, обучающимся в общеобразовательных организациях или иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением организаций дополнительного образования), – для обеспечения в соответствии с установленными нормативами одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения, оплаты проезда автомобильным транспортом (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, городским наземным электрическим транспортом.
С 1 января 2024 года указанная выплата предоставляется в размере 1 042 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции.
Размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации определяется Правительством Ростовской области. Проиндексированный размер ежемесячной денежной выплаты подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.
3. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются Правительством Ростовской области.
Статья 121. Утратила силу – Областной закон от 18.12.2015 № 470-ЗС
Статья 122. Мера социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях
1. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и не находящимся на полном государственном обеспечении, за счет средств областного бюджета предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячного денежного содержания на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, книг, посещение культурно-массовых мероприятий и прочие расходы (далее – ежемесячная денежная выплата).
2. Ежемесячная денежная выплата выплачивается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, до окончания ими обучения в муниципальной общеобразовательной организации в размере 12636 рублей.
Денежные средства за месяц, в котором наступают обстоятельства, послужившие основанием для прекращения получения ежемесячной денежной выплаты, выплачиваются в полном объеме.
3. Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции.
4. Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты определяется Правительством Ростовской области.
Статья 123. Мера социальной поддержки малоимущих многодетных семей
1. Малоимущим многодетным семьям за счет средств областного бюджета однократно предоставляется в собственность автотранспортное средство (микроавтобус).
2. Право на получение автотранспортного средства (микроавтобуса) имеют малоимущие многодетные семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, проживающие на территории Ростовской области не менее 5 лет и достойно воспитывающие восемь и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения достигшего совершеннолетия ребенка по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) – до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Малоимущие многодетные семьи, в составе которых имеются находящиеся под опекой или попечительством дети, имеют право на получение автотранспортного средства (микроавтобуса) при условии достойного воспитания указанных детей не менее 3 лет.
3. Порядок предоставления автотранспортного средства (микроавтобуса) малоимущим многодетным семьям определяется Правительством Ростовской области.
Статья 13. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, чьи законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении них и временно помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заявлению их законных представителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на полное государственное обеспечение»;
Для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, чьи законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении них и временно помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заявлению их законных представителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на полное государственное обеспечение Правительство Ростовской области устанавливает своими нормативными правовыми актами нормативы и механизмы:
1) обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся (воспитывающихся) в соответствующих организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, чьи законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении них и временно помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по заявлению их законных представителей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также данных категорий детей, лиц из их числа и лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного бюджета или местных бюджетов;
2) осуществления денежных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся за счет средств областного или местных бюджетов по основным образовательным программам в образовательных организациях, а также данным категориям детей, лицам из их числа и лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного или местных бюджетов в образовательных организациях, и выплаты пособия при выпуске из них.
Статья 131. Ежемесячное денежное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством
Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно (далее, если иное не оговорено особо, – ежемесячное денежное содержание детей), за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлению родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Размер и порядок выплаты ежемесячного денежного содержания детей устанавливаются областными законами.
Статья 132. Полномочия органов местного самоуправления по предоставлению отдельных мер социальной поддержки
Исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее – органы местного самоуправления) на неограниченный срок передаются следующие государственные полномочия Ростовской области:
1) по предоставлению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов или попечителей;
11) по предоставлению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, предусмотренных частью 9 статьи 14 настоящего Областного закона;
12) по предоставлению меры социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, предусмотренной частью 1 статьи 122 настоящего Областного закона;
13) по предоставлению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях;
2) по предоставлению мер социальной поддержки детей первого-второго года жизни из малоимущих семей;
3) по предоставлению мер социальной поддержки детей из многодетных семей;
4) по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, и одаренных детей, проживающих в малоимущих семьях, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;
5) по предоставлению мер социальной поддержки беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей.
6) по предоставлению меры социальной поддержки семей, имеющих детей с фенилкетонурией.
7) по предоставлению дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее – государственные полномочия).
Статья 133. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий
1. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления вправе:
1) получать в органах государственной власти Ростовской области консультативную и методическую помощь;
2) распоряжаться финансовыми средствами и использовать материальные ресурсы, предоставленные в соответствии с настоящим Областным законом для осуществления государственных полномочий;
3) направлять в органы государственной власти Ростовской области предложения по вопросам осуществления государственных полномочий;
4) обжаловать в судебном порядке письменные предписания органов государственной власти Ростовской области, уполномоченных в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
2. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Ростовской области, областные законы по вопросам осуществления государственных полномочий, нормативные правовые акты Правительства Ростовской области, принятые в соответствии с настоящим Областным законом;
11) определять должностных лиц, ответственных за организацию осуществления и за осуществление государственных полномочий;
2) обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с настоящим Областным законом для осуществления государственных полномочий;
3) предоставлять органам государственной власти Ростовской области, уполномоченным в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий, а также направлять копии муниципальных правовых актов, принятых по вопросам организации осуществления государственных полномочий;
4) исполнять письменные предписания органов государственной власти Ростовской области, уполномоченных в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
5) представлять в органы государственной власти Ростовской области, уполномоченные в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, сведения об уровне профессионализма (образовании, стаже службы или работы) кандидатов для назначения на должности, определенные в соответствии с пунктом 11 настоящей части, а также по их запросам в соответствии с федеральным законом персональные данные лиц, назначенных на соответствующие должности.
Статья 134. Права и обязанности органов государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий
1. Органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
1) давать в порядке, установленном статьей 136 настоящего Областного закона, письменные предписания об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий;
2) запрашивать информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
3) оказывать консультативную и методическую помощь.
2. Органы государственной власти Ростовской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны:
1) контролировать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;
2) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;
3) обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами;
4) рассматривать предложения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
5) предоставлять органам местного самоуправления по их запросам информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.
Статья 135. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственных полномочий
1. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, в том числе на возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки в денежном выражении, за исключением ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов или попечителей.
Финансовое обеспечение расходов по выдаче удостоверений, подтверждающих статус многодетной семьи в Российской Федерации, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета на организацию исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения.
2. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления.
3. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
3.1. Порядок расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, указанных в пункте 4 статьи 132 настоящего Областного закона, определяется нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
4. В случае необходимости использования при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий материальных средств, находящихся в государственной собственности Ростовской области, перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для материально-технического обеспечения государственных полномочий, определяется Правительством Ростовской области в соответствии с Областным законом «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области».
5. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Статья 136. Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении государственных полномочий и порядок контроля за исполнением государственных полномочий
1. Органы местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий обязаны предоставлять в органы государственной власти Ростовской области, уполномоченные в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты в сроки и по форме, установленные нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
2. Контроль за исполнением государственных полномочий осуществляют:
1) министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области – в части участия многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в исполнении государственных полномочий, указанных в пунктах 2–7 статьи 132 настоящего Областного закона;
2) министерство общего и профессионального образования Ростовской области – в части исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, указанных в пунктах 1–13 статьи 132 настоящего Областного закона;
3) министерство труда и социального развития Ростовской области – в части исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, указанных в пунктах 2–7 статьи 132 настоящего Областного закона.
3. Органы государственной власти Ростовской области, уполномоченные в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, вправе:
1) запрашивать у органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления информацию, материалы и документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
2) получать устную или письменную информацию от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в связи с осуществлением государственных полномочий;
21) рассматривать в порядке, установленном Правительством Ростовской области, сведения и материалы, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 133 настоящего Областного закона, и при необходимости давать по ним заключения;
22) заслушивать отчеты о ходе осуществления государственных полномочий;
23) назначать уполномоченных должностных лиц для наблюдения за осуществлением государственных полномочий;
24) проводить правовую экспертизу муниципальных правовых актов, принятых по вопросам организации осуществления государственных полномочий;
3) проводить плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления по исполнению государственных полномочий;
4) давать письменные предписания об устранении нарушений требований федеральных и областных законов по вопросам осуществления государственных полномочий.
3.1. При обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами, определенными в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 133 настоящего Областного закона, возложенных на них обязанностей руководители органов государственной власти Ростовской области, уполномоченных в соответствии с настоящим Областным законом осуществлять контроль за исполнением государственных полномочий, вправе обратиться к главе местной администрации с предложением о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц.
4. Контроль за использованием финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на цели осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, осуществляется в порядке, установленном федеральным и областным законодательством для государственного финансового контроля и контроля за использованием государственного имущества Ростовской области.
Статья 137. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий
Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий может быть прекращено:
1) путем принятия областного закона с одновременным изъятием предоставленных субвенций и материальных ресурсов в случаях:
а) существенного изменения условий, влияющих на осуществление государственных полномочий;
б) нецелевого использования органами местного самоуправления бюджетных средств;
в) нарушения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, иных нормативных правовых актов, установленного судом;
г) выявления фактов ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий;
2) по решению представительного органа муниципального образования в случае признания в судебном порядке несоответствия настоящего Областного закона требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 14. Дополнительные гарантии права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
11. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств областного бюджета. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости) имеют право на однократное прохождение обучения по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения за счет средств областного бюджета. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств областного бюджета.
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с различными формами умственной отсталости), обучающимся по очной форме обучения по программам переподготовки рабочих и служащих за счет средств областного бюджета, выплачиваются в течение всего периода прохождения обучения ежемесячное пособие в размере государственной социальной стипендии и пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
5. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации или в иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по решению органов управления указанных организаций могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.
6. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств областного бюджета, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств областного или местных бюджетов, – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным абзаце первом части 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств областного или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием в размере и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области, и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей.
По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.
Предусмотренные настоящей частью дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.
7. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.
8. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся в государственных общеобразовательных организациях, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа и лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по образовательным программам, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи, за счет средств областного или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
10. Нормы и порядок обеспечения за счет средств областного или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по указанным в части 11 и абзаце первом части 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств областного или местных бюджетов, определяются нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
Статья 15. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
2. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлениям в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
3. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи, формируется исполнительным органом Ростовской области, уполномоченным Правительством Ростовской области. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, по достижении возраста 14 лет.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Ростовской области.
5. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, принимается решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
6. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, порядок принятия решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок и об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договора социального найма в отношении данного жилого помещения, порядок принятия решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключения в случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, которым предоставлены жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, с их несовершеннолетними детьми и супругом (супругой) договора социального найма в отношении данного жилого помещения устанавливаются Правительством Ростовской области.
61. В целях заключения с лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора социального найма в отношении занимаемых ими жилых помещений срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен по инициативе лица, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, но не более чем на два года, при наличии совокупности обстоятельств, предусмотренных пунктом 62 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, порядок направления информации о принятии решения о сокращении срока действия такого договора или об отказе в сокращении срока действия такого договора утверждаются Правительством Российской Федерации.
7. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома общей площадью жилого помещения не менее 33 квадратных метров. В случае если лица, указанные в части 1 настоящей статьи, являются членами одной семьи, указанные квартиры или жилые дома предоставляются общей площадью жилого помещения не менее 42 квадратных метров.
В случае если лица, указанные в части 1 настоящей статьи, являются инвалидами, которым в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставляются жилые помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, указанные квартиры или жилые дома предоставляются общей площадью жилого помещения не менее 43 и 52 квадратных метров соответственно.
Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Абзац утратил силу – Областной закон от 29.06.2022 № 710-ЗС.
В определенных Правительством Ростовской области случаях невозможности предоставления лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, жилых помещений на территории муниципального района или городского округа, исполнительно-распорядительные органы которого наделены государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями, с согласия лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, им предоставляются благоустроенные жилые помещения на территории другого муниципального района или городского округа в границах Ростовской области.
8. Контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
10. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими лицами, включенными в список в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Статья 151. Дополнительные гарантии права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой
1. Лица, указанные в части 9 статьи 15 настоящего Областного закона, включенные в список в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Областного закона, имеют право на однократное предоставление за счет средств областного бюджета выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее – выплата), в порядке и на условиях, установленных статьей 81 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Преимущественное право на предоставление выплаты перед другими лицами, включенными в список в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Областного закона, имеют следующие лица:
1) подавшие заявление о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, за счет выплаты и использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала;
2) принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
3. Расчет размера выплаты производится исходя из:
1) норматива общей площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров;
2) показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Ростовской области, но не ниже стоимости, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для расчета размеров безвозмездных социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
4. В случае если лица, указанные в части 1 настоящей статьи, являются членами одной семьи, расчет размера выплаты производится исходя из норматива общей площади жилого помещения не менее 42 квадратных метров.
В случае если лица, указанные в части 1 настоящей статьи, являются инвалидами, которым в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации предоставляются жилые помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, расчет размера выплаты производится исходя из норматива общей площади жилого помещения не менее 43 и 52 квадратных метров для квартир и жилых домов соответственно.
5. Право на выплату подтверждается именным документом на приобретение жилого помещения – сертификатом.
Форма сертификата, правила выпуска и реализации сертификата утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 152. Дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемной семье, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на время обучения по очной форме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета и (или) местных бюджетов, прохождения военной службы по призыву предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
2. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется на одно жилое помещение, находящееся на территории Ростовской области, в котором они проживают в семье опекуна, попечителя или приемной семье либо собственником, нанимателем по договору социального найма, членом семьи нанимателя по договору социального найма которого они являются.
3. Компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется в размере 100 процентов:
1) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из приходящейся на лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, доли общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах – доли занимаемой жилой площади);
2) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и приходящейся на лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, доли общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах – доли занимаемой жилой площади);
3) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из приходящейся на лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, доли общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах – доли занимаемой жилой площади);
4) платы за коммунальные услуги. Компенсация рассчитывается исходя из приходящейся на лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, доли в объеме потребляемых коммунальных услуг, определенном по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета компенсация рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете компенсации не учитываются повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, применяемые в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
5) оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Компенсация рассчитывается исходя из приходящейся на лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, доли общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах – доли занимаемой жилой площади).
4. Расчет размера компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется на основании сведений, полученных от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании заключенных соглашений о взаимодействии по вопросам, связанным с предоставлением органам местного самоуправления на безвозмездной основе сведений, необходимых для расчета компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
5. Условия и порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг определяются Правительством Ростовской области.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Областного закона
Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области В.Ф. Чуб
г. Ростов-на-Дону
22 октября 2004 года
№ 165-ЗС