Постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 21.09.2021 № 2.3-П/49
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
областной межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
21 декабря 2021 года, № 2.3-П/49
г. Ростов-на-Дону
Председательствующий - Балина Л.В., министр общего и профессионального образования Ростовской области, заместитель председателя комиссии
Присутствовали - 14 членов комиссии, 2 представителя прокуратуры Ростовской области
ВЫСТУПИЛИ:
Балина Л.В. - министр общего и профессионального образования Ростовской области, заместитель председателя комиссии
ПОСТАНОВИЛИ:
По итогам рассмотрения вопроса № 1 «Об утверждении: Порядка межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей)»; регионального плана мероприятий («дорожная карта») по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы в Ростовской области»:
1.1. Признать утратившим силу Порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников учреждений господдержки детства, утвержденный протоколом областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30.03.2011 № 1.
1.2. Утвердить порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей) согласно Приложению 1.
1.3. Утвердить региональный план мероприятий («дорожная карта») по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы в Ростовской области согласно Приложению 2.
Министр общего и профессионального
образования Ростовской области,
заместитель председателя комиссии Л.В. Балина
И.о. ответственного секретаря комиссии Г.М. Шпак
Приложение 1
к постановлению областной межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
от 21.12.2021 № 2.3-П/49
Порядок
межведомственного взаимодействия
по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации
выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся
в семьях опекунов (попечителей) (далее-Порядок)
1. Цели и задачи
Постинтернатное сопровождение и социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей), осуществляется в целях создания условий для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной социализации.
Основными задачами утверждения Порядка являются:
- организация учета выпускников, в том числе нуждающихся в оказании содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
- определение полномочий органов и организаций, входящих в систему постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- определение алгоритма взаимодействия между органами и организациями, входящими в систему постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников, с целью оказания выпускнику своевременной помощи.
2. Основные понятия
Банк данных выпускников – совокупность сведений о выпускниках, сформированных на уровне муниципального района (городского округа) Ростовской области и на областном уровне, позволяющих организовать учет и мониторинг своевременного оказания помощи;
Выпускники - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершившие пребывание в организации для детей-сирот или в семье опекуна (попечителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
Договор о постинтернатном сопровождении - договор, заключаемый между выпускником и организацией для детей-сирот об оказании выпускнику консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иных видов помощи.
Индивидуальная программа сопровождения выпускника – программа, включающая план мероприятий по реализации постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
Организации для детей-сирот-образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещены под надзор (центры помощи детям (ранее-детские дома), государственные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы);
Постинтернатное сопровождение выпускников – комплекс мероприятий, обеспечивающих оказание выпускникам помощи в решении вопросов социальной адаптации, получения профессионального образования, трудоустройства, обеспечения жильем, защиты имущественных и иных прав;
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность выпускника, которую он не может преодолеть самостоятельно.
3. Органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников
3.1. Координацию работы органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников в муниципальном районе (городском округе) осуществляет муниципальный совет (далее-Координационный совет), состав которого утверждается распорядительным документом руководителя органа местного самоуправления.
3.2. В состав Координационного совета могут быть включены представители:
органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее-орган опеки и попечительства);
органа управления социальной защиты населения;
органа управления здравоохранением;
органа внутренних дел;
государственного казенного учреждения Ростовской области центра занятости населения (далее-центр занятости населения);
центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
учреждения социального обслуживания семьи и детей;
муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
социально ориентированных некоммерческих организаций и иных организаций.
3.3. Координацию работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников в Ростовской области осуществляет министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование Ростовской области).
4. Организация работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников
4.1. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей:
- реализует программу подготовки воспитанника к самостоятельной жизни, утвержденную в установленном порядке;
- осуществляет мероприятия по своевременному включению воспитанников в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем;
- за 1 месяц до окончания срока пребывания воспитанника в учреждении разрабатывает индивидуальную программу сопровождения по форме приложения №1 к настоящему порядку;
- в целях организации получения выпускниками профессионального образования ежегодно, в срок до 30 апреля, предоставляет в минобразование Ростовской области списки выпускников по форме приложения №2 к настоящему порядку с приложением медицинских справок с отметкой о профессиональной пригодности;
- предоставляет выпускнику памятку о мерах государственной поддержки, государственных и социально-ориентированных некоммерческих организациях, в которые необходимо обратиться в случае возникновения трудной жизненной ситуации;
- в течение 5 рабочих дней с даты отчисления выпускника информирует орган опеки и попечительства по месту обучения (трудоустройства) о прибывшем выпускнике по форме приложения №2 к настоящему порядку, орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот – об убытии выпускника;
- ведёт Банк данных выпускников организаций для детей-сирот в порядке, установленном минобразованием Ростовской области;
- по заявлению выпускника заключает с ним договор о постинтернатном сопровождении;
- оказывает консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную и иную помощь выпускникам;
- организует работу клуба выпускников;
- при наличии возможности предоставляет выпускникам право длительного бесплатного проживания и (или) питания на срок до 1 года и (или) краткосрочного проживания на период каникулярных, выходных и праздничных нерабочих дней;
- взаимодействует с социально-ориентированными некоммерческими организациями в целях оказания помощи выпускникам;
- информирует муниципальный координационный совет о целесообразности завершения сопровождения и прекращении сведений о гражданине в Банке данных выпускников организаций для детей-сирот.
4.2. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (органы опеки и попечительства):
- осуществляют формирование и ведение Банка данных выпускников организаций для детей-сирот и Банка данных выпускников замещающих семей в порядке, установленном минобразованием Ростовской области;
- при перемене места жительства выпускника в пределах Ростовской области в течение 3 рабочих дней в письменной форме информируют орган опеки и попечительства и профессиональное образовательное учреждение по новому месту жительства по форме согласно приложению №2 настоящего порядка с направлением рекомендаций о его сопровождении;
- осуществляют постановку на учет в органе опеки и попечительства, ведение и хранение личных дел, контроль за условиями жизни выпускников, не достигших возраста 18 лет, в отношении которых орган опеки и попечительства исполняет обязанности законного представителя;
- при необходимости осуществляют корректировку индивидуальной программы сопровождения выпускников, но не реже 1 раза в год;
- осуществляют мероприятия по защите личных и имущественных прав выпускников;
- информируют органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о возникновении у выпускника трудной жизненной ситуации и оказании помощи;
- ходатайствуют перед Координационным советом о рассмотрении вопроса об оказании комплексной помощи выпускникам, требующей участия нескольких органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- совместно с замещающими родителями составляют индивидуальную программу сопровождения выпускника, завершившего нахождение в замещающей семье;
- ведут учет выпускников, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обследуют условия их жизни в порядке, установленном минобразованием Ростовской области, информируют органы и учреждения системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о необходимости оказания помощи, ежеквартально информируют Координационный совет о состоянии работы по использованию жилых помещений специализированного жилищного фонда.
4.3. Профессиональные образовательные учреждения:
- зачисляют выпускников на полное государственное обеспечение;
- создают в общежитии условия для проживания выпускников;
- осуществляют сопровождение выпускников в целях получения ими профессионального образования, воспитания и постинтернатной адаптации до окончания обучения или достижения возраста 23 лет;
- организуют занятость и отдых выпускников на период каникулярных дней;
- за месяц до предполагаемой даты прибытия обучающегося к месту отдыха (занятости) в каникулярные дни, информируют орган опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения выпускника в каникулярные дни для организации контроля;
- за месяц до начала каникулярных дней письменно ходатайствуют перед центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, о предоставлении выпускнику возможности краткосрочного проживания;
- согласовывают отчисление и перевод несовершеннолетних обучающихся с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органом опеки и попечительства, Координационным советом;
- не позднее чем за 30 дней до отчисления совершеннолетнего выпускника, информируют об этом орган опеки и попечительства и организацию для детей-сирот, откуда он прибыл;
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения в пределах своей компетенции;
- содействуют в решении проблем жизнеустройства и адаптации выпускников в новой социальной среде;
- взаимодействуют с центрами занятости населения, Советами директоров предприятий различных форм собственности и бизнес-сообществом по вопросам трудоустройства выпускников;
- проводят мониторинг социальной адаптации детей-сирот в соответствии с порядком, установленным минобразованием Ростовской области.
4.4. Органы управления социальной защитой населения:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- консультируют выпускников по вопросам предоставления мер государственной поддержки;
- предоставляют выпускникам меры государственной поддержки в соответствии с законодательством;
- организуют предоставление услуг выпускникам учреждениями социального обслуживания семьи и детей.
4.5. Органы управления здравоохранением:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- по обращению организаций для детей-сирот или органов опеки и попечительства организуют диспансерное наблюдение выпускников, имеющих хронические заболевания, ограниченные возможности здоровья и инвалидность, обеспечивают медицинское обслуживание по месту их проживания;
- содействуют в оформлении медицинских документов, в том числе при трудоустройстве;
- оказывают патронажную и консультативную помощь молодым матерям и беременным из числа выпускников.
4.6. Центр занятости населения:
- участвует в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- проводит по запросам организаций для детей-сирот профориентационные занятия в целях содействия выпускникам в профессиональном самоопределении;
- проводит профессиональную ориентацию выпускников, обратившихся в органы службы занятости населения, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- оказывает содействие в трудоустройстве выпускников, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы;
- осуществляет организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для выпускников, признанных в установленном порядке безработными;
- информирует организации для детей-сирот и органы опеки и попечительства о трудоустройстве выпускников.
4.7. Органы внутренних дел:
- в установленном порядке проводят индивидуальную воспитательную и профилактическую работу в отношении выпускников, совершивших правонарушения;
- в случае совершения выпускниками противоправных действий, согласовывают план воспитательных мероприятий с Координационным советом.
4.8. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
- участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения выпускника в пределах своей компетенции;
- участвуют в оказании выпускнику психолого – педагогической, медицинской, социальной и иной помощи.
4.9. Муниципальный координационный совет:
- рассматривает вопросы состояния работы по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников и предложения о повышении эффективности работы;
- утверждает индивидуальную программу сопровождения выпускника;
- координирует оказание комплексной помощи выпускникам, требующей участия нескольких органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников;
- принимает решение о прекращении учета сведений о выпускнике в Банке данных выпускников организаций для детей-сирот и Банке данных выпускников замещающих семей в связи с успешной социализацией или иным причинам (перемена места жительства, смерть).
4.10. Минобразование Ростовской области:
- формирует Банк данных выпускников организаций для детей-сирот и Банк данных выпускников замещающих семей в установленном порядке;
- проводит ежегодный мониторинг исполнения порядка формирования Банка данных выпускников организация для детей-сирот и Банка данных выпускников замещающих семей и информирует о его результатах руководителей органов местного самоуправления;
- запрашивает в органах и учреждениях системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников информацию, необходимую для оценки состояния работы;
- рассматривает предложения органов и учреждений системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников о повышении эффективности работы.
Приложение 2
к постановлению областной межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
от 21.12.2021 № 2.3-П/49
Региональный план
мероприятий («дорожная карта») по профилактике социального сиротства
на 2022-2025 годы в Ростовской области
№ |
Наименование |
Ответственный |
Срок |
Ожидаемый |
|
I. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере профилактики социального сиротства |
|||
1.1. |
Внесение изменений в постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2013 №223 «Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» в целях приведения программы подготовки в соответствие с федеральным законодательством |
Минобразование |
2022-2023 годы |
Усовершенствована система подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; сокращена численность детей, в отношении которых было принято решение об отмене усыновления, отмене опеки (попечительства), отстранении опекуна (попечителя) |
II. Развитие эффективной системы профилактики социального сиротства |
||||
2.1. |
Проведение анализа актуальных потребностей семей с детьми и набора предоставляемых в Ростовской области социальных услуг во всех формах социального обслуживания, а также мер социальной поддержки |
Минтруд |
2022 год |
Увеличено количество семей, получающих социальные услуги, а также меры социальной поддержки, с учетом критериев адресности и нуждаемости |
2.2. |
Проведение анализа и обобщение практики оказания семьям с детьми государственной социальной помощи на основании социального контракта в качестве инструмента преодоления бедности и адресной помощи семьям с учетом различных социальных и иных обстоятельств с целью стандартизации востребованных мер поддержки и тиражирования опыта |
Минтруд |
2022 год |
Увеличена доля семей |
2.3. |
Проведение мониторинга оценки информированности семей с детьми о предоставляемых им услугах, пособиях и различных видах помощи на постоянной основе |
Минтруд |
2022 год |
Усовершенствована система информирования и консультирования семей, нуждающихся в помощи и поддержке государства, о доступных для них ресурсах, услугах и выплатах |
2.4. |
Внедрение типовой модели социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, включая воспитанниц организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Минтруд |
2022-2024 годы |
Снижено количество отказов несовершеннолетних матерей от новорожденных детей; организовано содействие несовершеннолетним матерям в решении психологических, социальных и иных проблем, сформированы положительные жизненные ориентиры на материнство, семейные ценности и осознанное родительство |
2.5. |
Внедрение в родильных домах методических рекомендаций по профилактике отказов от новорожденных, разработанных Минздравом России |
Минздрав |
2022–2025 годы постоянно
|
Сокращение количества отказов от новорожденных |
2.6. |
Организация и проведение разъяснительной работы с женщинами, намеревающимися отказаться от новорожденного ребенка в родильном доме
|
Минздрав |
2022–2025 годы постоянно |
Сокращение количества отказов от новорожденных |
2.7. |
Создание условий для приема в центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетних матерей с детьми |
Минобразование |
2022 год |
Несовершеннолетняя мать и ребенок проживают совместно, между ними формируется привязанность, сокращено количество несовершеннолетних матерей от новорожденных |
2.8. |
Временное помещение в дома ребенка детей в возрасте до 4-х лет из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в период проведения с семьей профилактических мероприятий |
Минздрав |
2022–2025 годы постоянно |
Преодолена трудная жизненная ситуация |
2.9. |
Мониторинг мероприятий (межведомственных рейдов) по раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми, в том числе нарушений требований пожарной безопасности |
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Ростовской области,
Органы местного самоуправления (муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав)
|
2022–2025 годы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным |
Выявление семейного неблагополучия происходит на ранних этапах, повышена эффективность межведомственной профилактической деятельности с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
2.10. |
Мониторинг причин оставления детей без попечения родителей, расчет показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по профилактике социального сиротства, выявлению и устройству детей-сирот |
Минобразование |
2022–2025 годы ежеквартально |
Повышена эффективность деятельности органов местного самоуправления по профилактике социального сиротства, выявлению и устройству детей-сирот |
2.11. |
Разработка и реализация индивидуальных маршрутов занятости в каникулярное время детей «группы риска», в том числе используя ресурсы дополнительного образования, культуры и спорта. |
Органы |
2022–2025 годы постоянно |
Сокращено количество правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних |
2.12. |
Организация отдыха, оздоровления и других форм полезной занятости подростков «группы риска» в каникулярный период. |
Органы
|
2022–2025 годы постоянно |
Сокращено количество правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних |
2.13. |
Комплексное сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. |
Органы |
2022–2025 годы постоянно |
Сокращено количество детей, оставшихся без попечения родителей, по причине лишения родителей родительских прав (ограничения в родительских правах) |
2.14. |
Выявление эффективных мер поддержки семей группы риска в целях профилактики социального сиротства |
Благотворительный фонд |
IV квартал 2022 |
Сокращено количество семей, состоящих на учете в муниципальном банке семей, находящихся в социально-опасном положении |
2.15. |
Ведение единого областного банка данных семей, находящихся в социально опасном положении. |
Минобразование |
2022–2025 годы ежеквартально
|
Учтены семьи, находящиеся в социально опасном положении |
2.16. |
Организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей семейного воспитания (День защиты детей, День семьи, любви и верности, День матери, др.) |
Минобразование Минтруд Органы Учреждения социального Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей |
2022–2025 годы ежегодно |
Сформированы семейные ценности, позитивное общественное мнение о семьях, принявших на воспитание детей-сирот |
2.17. |
Организация постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов (попечителей) |
Органы Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
|
2022-2025 годы |
Увеличена численность выпускников, успешно адаптировавшихся в самостоятельной жизни |
2.18. |
Размещение производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в СМИ |
Минобразование Органы |
2022-2025 годы |
Сокращено число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях |
III. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы профилактики социального сиротства |
||||
3.1. |
Проведение анализа потребности в специалистах, работающих с уязвимыми категориями детей, в соответствии с новыми вызовами в социальной сфере; определение достаточности (недостаточности) категорий специалистов для эффективной работы; организация внедрения актуализированных и новых востребованных профессиональных стандартов специалистов социальной сферы в соответствии с изменениями в государственной политике и новациями в законодательстве. |
Минтруд |
2022-2024 годы |
Стабильно работающая система повышения профессиональных компетенций специалистов, ответственных за организацию и предоставление психологической помощи детям и родителям. Предоставление экстренной анонимной психологической помощи детям и родителям по детскому телефону доверия 8-800-2000-122 на территории Ростовской области. |
3.2. |
Организация повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот |
Минобразование Министерство труда |
2022–2025 годы
|
Повышение профессиональной компетенции
|
3.3. |
Тиражирование эффективных управленческих и социальных практик поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствующих сохранению и восстановлению семейного окружения детей |
Минтруд |
2022-2025 годы |
Создание реестра эффективных социальных региональных практик социального сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе малообеспеченных. Упрощение процедуры получения помощи для семей с детьми. Рост доступности и качества социальных и иных услуг для семей с детьми. Обеспечение оказания комплексной помощи детям и родителям в случаях риска нарушения прав и законных интересов ребенка, лишения родителей родительских прав, на стадии подготовки к восстановлению в родительских правах и других случаях. |
3.4. |
Вовлечение молодых людей в деятельность по добровольчеству (волонтерству) и мероприятия государственной молодежной политики.
|
Комитет |
2022 – 2025 годы |
Увеличена доля молодежи, участвующей в добровольческих мероприятиях в рамках деятельности регионального клуба молодых семей Ростовской области |
IV. Управление реализацией «Дорожной карты» |
||||
4.1. |
Организация и обеспечение мониторинга реализации регионального плана мероприятий («дорожной карты») по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы |
Минобразование
|
I квартал 2023 г., далее – ежегодно |
Обеспечен мониторинг эффективности реализации регионального плана мероприятий («дорожной карты») по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы |
4.2. |
Подготовка доклада в Правительство Ростовской области о реализации мероприятий «Дорожной карты» |
Минобразование
|
II квартал 2023 г., далее – ежегодно |
Обеспечен мониторинг эффективности реализации регионального плана мероприятий («дорожной карты») по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы |