Правительство Ростовской области Постановление от 24 апреля 2013 № 223

Действующая редакция с изменениями от 30 сентября 2015

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 24.04.2013 № 223

 

г. Ростов-на-Дону

 

Об организации подготовки лиц,

желающих принять на воспитание в свою

семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

В соответствии с Областным законом от 26.12.2007 № 830-ЗС «Оборганизации опеки и попечительства в Ростовской области» и с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание всвою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за счет субвенции изобластного бюджета Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить Положение о порядке подготовки лиц, желающих принять навоспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,согласно приложению № 1.

2. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять навоспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,согласно приложению № 2.

3. Утвердить стоимость обучения одного гражданина, желающего принятьна воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, всоответствии с Программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание всвою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в размере 6 585рубля.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителяГубернатора Ростовской области Гуськова И.А.

 

Губернатор Ростовской области                            В.Ю. Голубев

 

 

Постановление вносит

министерство общего

и профессионального

образования Ростовской

области

 

Приложение № 1

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 24.04.2013 № 223

  

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке подготовки лиц,

желающих принять на воспитание в свою

семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки на территорииРостовской области граждан, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением отчима (мачехи),близких родственников детей, перечень которых определен абзацем третьимстатьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, а также лиц, которыеявляются или являлись усыновителями, опекунами или попечителями детей, икоторые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей(далее – кандидаты в приемные родители).

1.2. Подготовка кандидатов в приемные родители по вопросам педагогики ипсихологии, основам медицинских знаний, в том числе организация обучающихсеминаров, тренинговых занятий (далее – подготовка) осуществляется органомместного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования(далее – орган опеки и попечительства) за счет средств областного бюджета.

В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки ипопечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностейполномочие органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов вприемные родители может осуществляться образовательными организациями,медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальныеуслуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация).

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций дляосуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родителиосуществляется на основе положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1.3. Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родителиосуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным сорганом опеки и попечительства.

Взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается.

1.4. Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует кандидатов в приемные родители об организациях, осуществляющих подготовку, о месте их расположения, контактных данных и режиме работы. Граждане проходят подготовку в органах опеки и попечительства или организациях независимо от места жительства на территории Ростовской области.

 

2. Порядок подготовки кандидатов в приемные родители

 

2.1. Кандидаты в приемные родители представляют в орган опеки и попечительства либо в организацию документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

2.2. Если полномочия органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов в приемные родители переданы организации, то орган опеки и попечительства в день обращения кандидатов в приемные родители выдает им направление в организацию и вносит сведения в журнал учета направлений, выданных кандидатам в приемные родители для прохождения подготовки, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

2.3. Организация в день обращения регистрирует кандидатов в приемные родители в журнале учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители, по форме согласно приложению №  к настоящему Положению и информирует орган опеки и попечительства о самостоятельно обратившихся в организацию гражданах.

2.4. Организация осуществляет подготовку кандидатов в приемные родители по программе, утвержденной настоящим постановлением, формирует группу слушателей из их числа, утверждает график проведения занятий и уведомляет кандидатов в приемные родители о дате и времени начала занятий.

Организация в течение 2 рабочих дней после начала занятий уведомляет орган опеки и попечительства о дате начала занятий, сроках проведения и количестве граждан, приступивших к занятиям, по форме согласно приложению № 3. Подготовку граждан, самостоятельно обратившихся в организацию, оплачивает орган опеки и попечительства, на территории которого находится организация.

2.5. Организация ведет учет проведения подготовки кандидатов в приемные родители в журнале учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению.

Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организацией в индивидуальном порядке или в группе, численность которой не должна превышать 15 человек. В случае индивидуальной подготовки гражданина организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.

Период ожидания кандидатами в приемные родители начала подготовки должен быть не более тридцати календарных дней.

Длительность курса подготовки – не более 3 месяцев.

Форма курса подготовки – очная. Организация обеспечивает возможность прохождения подготовки в вечернее время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

2.6. По окончании подготовки организация проводит итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители и не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения выдает свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – свидетельство), по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, или справку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.

Свидетельство или справка об отказе в выдаче свидетельства выдается кандидату в приемные родители лично или по письменному заявлению направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Учет свидетельств, выданных кандидатам в приемные родители, осуществляется организацией в Реестре учета выданных свидетельств о прохождении подготовки кандидатами в приемные родители и справок об отказе в выдаче свидетельства по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению (в печатном и (или) электронном виде).

2.7. Организация в течение 3 рабочих дней после окончания курсаподготовки направляет в орган опеки и попечительства:

акт выполненных работ;

счет и (или) счет-фактуру;

копию свидетельства или справки об отказе в выдаче свидетельства,заверенную организацией, проводившей подготовку гражданина.

2.8. Орган опеки и попечительства в течение 1 рабочего дня с датыполучения документов вносит соответствующие дополнения о дате инаименовании организации, выдавшей свидетельство, в журнал учета граждан,выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемнымиродителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства повопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2.9. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:

отказ кандидата в приемные родители от прохождения подготовки на основании личного заявления;

пропуски более 30 процентов занятий;

непрохождение итогового тестирования и собеседования.

В случае пропуска более 30 процентов от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе кандидатов в приемные родители, которые будут проходить подготовку в данной организации.

2.10. В случае утери свидетельства либо непригодности для дальнейшегоиспользования вследствие износа или повреждения орган опеки ипопечительства на основании сведений, внесенных в журнал учета граждан,выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемнымиродителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства повопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выдает кандидату в приемные родители дубликат свидетельства свнесением соответствующей отметки в графу журнала «Примечание».

 

3. Прохождение подготовки

гражданами Российской Федерации, постоянно

проживающими за пределами территории Российской

Федерации, иностранными гражданам и лицами без гражданства

 

3.1. При отсутствии у гражданина Российской Федерации, постояннопроживающего за пределами территории Российской Федерации, иностранногогражданина, лица без гражданства, желающего усыновить ребенка в Ростовскойобласти, документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родителина территории государства, в котором он постоянно проживает (с учетомтематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями ксодержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание всвою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденнымиприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от20.08.2012 № 623), он обращается в орган опеки и попечительства по местунахождения ребенка, указанного в направлении на посещение ребенка,оставшегося без попечения родителей, выданном региональным операторомгосударственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3.2. Организация проводит подготовку граждан Российской Федерации,постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации,иностранных граждан, лиц без гражданства в соответствии с программой,утвержденной настоящим постановлением, и выдает им свидетельство по форме,утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, илисправку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.

3.3. Подготовка кандидатов в приемные родители на территорииРостовской области осуществляется на русском языке. Иностранные граждане, невладеющие русским языком, могут обращаться в организацию с переводчиком.Услуги переводчика оплачиваются иностранными гражданами самостоятельно.

 

4. Требования к квалификации

и составу специалистов, проводящих

подготовку кандидатов в приемные родители

 

4.1. В число требований к квалификации специалистов, проводящихподготовку кандидатов в приемные родители, входят требования к уровнюпрофессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности,профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполненияобязанностей:

для педагогов-психологов – наличие высшего профессиональногообразования, опыт работы в практической психологии не менее одного года, атакже обладание знаниями и навыками групповой работы или опыт личногоучастия в тренингах, консультирования семей с детьми, проведенияпсихологического обследования с написанием заключения,психодиагностической работы, в том числе с использованием проективныхметодик;

для социальных педагогов – обязательно наличие высшегопрофессионального образования, опыт работы по специальности не менее одногогода, а также обладание знаниями и навыками работы с детьми-сиротами идетьми, оставшимися без попечения родителей, опекунами (приемнымисемьями).

Количество специалистов курса подготовки, осуществляющих подготовкукандидатов в приемные родители, должно быть не менее 3
(педагоги-психологи – 2, социальный педагог – 1).

4.2. Органы опеки и попечительства и организации не реже одного раза в два года организуют дополнительное профессиональное образование специалистов, осуществляющих подготовку по программам повышения квалификации.

4.3. Организация, осуществляющая подготовку кандидатов в приемныеродители, должна иметь помещения для проведения тренинга и индивидуальнойподготовки, сертифицированный психодиагностический инструментарий дляпроведения психологического обследования, мультимедийное оборудование дляиспользования на занятиях презентаций, видеоматериалов.

4.4. В случае, если органом опеки и попечительства, который наделил организацию полномочиями по подготовке кандидатов в приемные родители, было принято решение о прекращении действия решения о передаче организации полномочий по подготовке кандидатов в приемные родители, органом опеки и попечительства должно быть организовано завершение прохождения гражданами подготовки в иной организации с соблюдением установленных настоящимПоложением предельных сроков подготовки, а также места проведения подготовки.

 

5. Заключительные положения

 

5.1. Срок действия свидетельства законодательством РоссийскойФедерации не установлен.

5.2. Гражданам, прошедшим подготовку до 1 сентября 2012 г., прохождениеповторной подготовки не требуется. Для получения свидетельства поустановленной форме, граждане, прошедшие подготовку до 1 сентября 2012 г.,могут обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующимзаявлением.

5.3. Граждане, имеющие действующее заключение органа опеки ипопечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном(попечителем) или приемным родителем, выданное по месту жительствагражданина до 1 сентября 2012 г., на этапе подбора ребенка, оставшегося безпопечения родителей, не обязаны представлять свидетельство в орган опеки ипопечительства.

 

 

Начальник общего отдела Правительства Ростовской области                 В.В. Сечков

 

 

Приложение № 1

к Положению о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

_____________________________________

(наименование организации)

_____________________________________

(фамилия, имя, отчество лица,

желающего принять в свою семью ребенка)

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

Я, __________________________________________________________________,

                  (фамилия, имя, отчество лица, желающего принять в свою семью ребенка)

гражданин__________________, паспорт: серия ______ № __________________,

выдан_______________________________________________________________,
                                                          (кем и когда)

проживающий по адресу: ______________________________________________
_____________________________________________________________________,

зарегистрированный по адресу: ________________________________________
_____________________________________________________________________,

прошу зачислить меня на курс подготовки по программе подготовки лиц,

желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения

родителей.

Я, _________________________________________________________________,

даю согласие на обработку и использование моих персональных данных,

содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.

 

Дата

 

Подпись

 

Приложение № 2

к Положению о порядкеподготовки лиц, желающихпринять на воспитание всвою семью ребенка,оставшегося

без попечения родителей

 

ЖУРНАЛ

учета направлений, выданных кандидатам

в приемные родители для прохождения подготовки

 

Начат: _______________

Окончен:_____________

 

п/п

Ф.И.О.

гражданина,дата

рождения

Место

жительства,

телефон

Дата

выдачи направле-
ния

Подпись в получении направления

Дата

начала занятий

Дата и №

свиде-
тельства

о прохождении

подготовки

или справки

об отказе

в выдаче свиде-тельства

Причина

отказа

в выдаче

свиде-тельства

Примеча-
ние

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью  руководителя организации и печатью.

 

 


Приложение № 2¹

к Положению

о порядке подготовки лиц,

желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей

  

ЖУРНАЛ

учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовкикандидатов в приемные родители 

 

Начат: _________________

Окончен: _______________

 

п/п

Дата подачи

заявления

гражданином

Ф.И.О.

гражданина,

подавшего

заявление,

дата его

рождения

Место

жительства,

телефон

Дата начала занятий

 

Дата и №

свиде-
тельства

о прохождении

подготовки

или справки

об отказе

в выдаче свидетельства

Причина

отказа

в выдаче

свиде-
тельства

Примеча-
ние

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

к Положению о порядкеподготовки лиц, желающихпринять на воспитание в своюсемью ребенка, оставшегося

без попечения родителей

   

Бланк организации

 

от __________ № _____

  

Руководителю органа опеки и попечительства________________________________________

(фамилия, имя, отчество руководителя)

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

 

Довожу до Вашего сведения, что ____________ в _____________________

                                                                        (дата начала занятий)   (наименование организации,

_____________________________________________________________________,

осуществляющей подготовку кандидатов в приемные родители)

начались занятия по Программе подготовки лиц, желающих принять навоспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В соответствии с направлением от ________ № ______ в группу включеныкандидаты в усыновители (опекуны, приемные родители) ___________________.

                                                                                                                     (Ф.И.О. кандидатов)

Срок проведения занятий с _________ по _______.

 

 

Руководитель                                                                                                   Подпись

 

 

Приложение № 4

к Положению

о порядке подготовки лиц,

желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей

 

ЖУРНАЛ

учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители

 

Начат: _______________

Окончен: ____________

 

п/п

Ф.И.О.

кандидата в приемные родители

Дата подачи заявления

Место жительства,

телефон

 

Дата начала проведения подготовки

Дата посещен-
ных занятий и количество часов

Подпись специали-ста, проводив-шего занятие

Дата завершения и итоговый результат прохождения подготовки

Подпись кандидата, проходив-
шего подготовку

1

2

3

4

5

6

7

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

к Положению о порядкеподготовки лиц, желающихпринять на воспитание всвою семью ребенка,оставшегося

без попечения родителей

 

РЕЕСТР

учета выданных свидетельств о прохождении подготовки

кандидатами в приемные родители и справок об отказе ввыдаче свидетельства,

в________________________________________________________________________

(наименование организации)

 

Начат: _________________

Окончен: ________________

 

№п/п

Ф.И.О.гражданина,получившегосвидетельство, идата

его рождения

Местожительства,телефон

Номер и датавыдачисвидетельстваили справки оботказе в выдачесвидетельства

Причина отказа

в выдачесвидетельства

Подпись

в получениисвидетельства

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. 

Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляютсяподписью руководителя организации и печатью.

 

 

Приложение № 2

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 24.04.2013 № 223

 

ПРОГРАММА

подготовки лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

1. Учебно-тематический план Программы

 

№п/п

Темы

Всего(часов)

 

В том числе (часов)

лекции

тре-
нинги

индиви-
дуальное
консуль-
тирова-
ние

1

2

3

4

5

6

1.

Введение в курс подготовки кандидатов вприемные родители

5

 

4

1

2.

Представления о потребностях развития

приемного ребенка и необходимыхкомпетенциях приемных родителей.

Понятие о мотивации приемныхродителей

5

1

4

3.

Этапы развития ребенка

4

1

3

4.

Особенности развития и поведенияребенка, оставшегося без попеченияродителей, подвергавшегося жестокомуобращению. Диспропорции развитияребенка

5

1

4

5.

Последствия от разрыва с кровнойсемьей для развития ребенка,оставшегося без попечения родителей(нарушения привязанности, особенностипереживания горя и потери,формирование личной и семейнойидентичности)

5

1

4

6.

Адаптация приемного ребенка иприемной семьи

5

1

4

7.

«Трудное» поведение приемного ребенка,навыки управления «трудным»поведением ребенка

9

2

7

8.

Обеспечение безопасности ребенка.Меры по предотвращению рисковжестокого обращения и причинениявреда здоровью ребенка

5

4

1

9.

Особенности полового воспитанияприемного ребенка

4

4

10.

Роль семьи в обеспечении потребностейразвития и реабилитации ребенка

6

1

5

11.

Основы законодательства РоссийскойФедерации об устройстве детей,оставшихся без попечения родителей,

на воспитание в семьи граждан

5

5

12.

Взаимодействие приемной семьи сорганами опеки и попечительства ииными организациями,предоставляющими услуги детям исемьям

2

2

13.

Подведение итогов освоения курсаподготовки кандидатов в приемныеродители

5

3

2

14.

Всего

65

17

45

3

 

 

2. Содержание тем разделов Программы

 

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители:

индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым изкандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов, ожиданий,понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание всемью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий всемье, которые будут способствовать воспитанию ребенка), проводится передизучением тем раздела 1;

содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов вприемные родители;

задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а такжеродительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попеченияродителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопаснойсреды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своейготовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попеченияродителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью,
в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений ввоспитании приемного ребенка как индивидуальных, так и семьи в целом, восознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоитвстретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственностиприемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с основамизаконодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихсябез попечения родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в областидетской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (жестокогообращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей)на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семьекак о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностямипротекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного»поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями посохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующимиформами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемныхсемей;

понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностейи порядка его прохождения, а также прохождения психологическогообследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (вслучае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемныеродители);

причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингентдетей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей;процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, егоустройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, изнакомства с потенциальной приемной семьей;

общая характеристика установленных семейным законодательствомсемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка инеобходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивацииприемных родителей:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье,образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие,идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация –усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение сосверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемныеродители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способностиобеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи(удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовыеусловия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у нихкомпетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможностикомпенсации недостающих компетенций.

 

Раздел 3. Этапы развития ребенка:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка(младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст,подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии:привязанность, безопасность, идентичность.

 

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося безпопечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорцииразвития ребенка:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое,психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического,эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развитияребенка;

диспропорции развития ребенка, понятия «умственная отсталость» и«задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокоеобращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитыватьребенка, пережившего жестокое обращение.

 

Раздел 5. Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка,оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенностипереживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучногоразвития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников вжизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятиемих места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявление и последствия дефицита близких эмоциональных контактов у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической)привязанности», «двойственной привязанности», «избегающей привязанности»,«дезорганизованной привязанности»).

Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попеченияродителей; психологические особенности и этапы процесса переживанияребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие,отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствиявторичного отказа приемных родителей от ребенка.

 

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи:

особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарованиявзрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлениюприемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка,приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности;способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в периодадаптации ребенка в приемной семье.

 

Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления«трудным» поведением ребенка:

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь,агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений,противоречивое поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков,сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей иобщественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияетна отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых исильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного»поведения могут помочь специалисты.

 

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращениюрисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществев зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе всвязи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попеченияродителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих рискжестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемнойсемье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста,состояния здоровья и развития ребенка.

 

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развитияребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности исексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация иосознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

 

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития иреабилитации ребенка:

родительское отношение к ребенку и его влияние на формированиеличности и характер ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешнейподдержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад,традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблемсвоей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

 

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстведетей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан:

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, иоснования их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейногоустройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации ккандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами вприемные родители документов для получения заключения о возможностигражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемнымродителем;

порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях,оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства,региональными и федеральным операторами государственного банка данных одетях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попеченияродителей, обязанности администрации такой организации; возможностьпроведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядокподготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления;возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты иместа рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией длядетей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка,передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройстваперечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенкаусыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения опередаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся вних, установленные федеральным законодательством и областнымзаконодательством; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка,переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейногоустройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля заусловиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядокпредставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодногоотчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечногои управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства)– личные неимущественные и имущественные права, обязанности иответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов ихсемей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье,приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства,федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

 

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки ипопечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям исемьям:

родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, сорганизациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическуюпомощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такоговзаимодействия;

информирование кандидатов в приемные родители о доступнойинфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживаниясемьи;

взаимодействие приемных семей с социальным окружением иродительским сообществом.

 

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов вприемные родители:

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемныеродители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемныеродители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявлениеготовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатовв приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляетсясовместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

 

 

Начальник общего отдела

Правительства Ростовской области                    В.В. Сечков

Вернуться к списку

Контакты

(886350) 5-60-98
(886350) 5-94-42

Адрес: 346720, Ростовская область, г.Аксай,
ул.Карла Либкнехта, д.128