Правительство Ростовской области Постановление от 24 апреля 2013 № 223
Действующая редакция с изменениями от 30 сентября 2015
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24.04.2013 № 223
г. Ростов-на-Дону
Об организации подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
В соответствии с Областным законом от 26.12.2007 № 830-ЗС «Оборганизации опеки и попечительства в Ростовской области» и с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание всвою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за счет субвенции изобластного бюджета Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Положение о порядке подготовки лиц, желающих принять навоспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,согласно приложению № 1.
2. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять навоспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,согласно приложению № 2.
3. Утвердить стоимость обучения одного гражданина, желающего принятьна воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, всоответствии с Программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание всвою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в размере 6 585рубля.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителяГубернатора Ростовской области Гуськова И.А.
Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев
Постановление вносит
министерство общего
и профессионального
образования Ростовской
области
Приложение № 1
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.04.2013 № 223
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки на территорииРостовской области граждан, желающих принять на воспитание в свою семьюребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением отчима (мачехи),близких родственников детей, перечень которых определен абзацем третьимстатьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, а также лиц, которыеявляются или являлись усыновителями, опекунами или попечителями детей, икоторые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей(далее – кандидаты в приемные родители).
1.2. Подготовка кандидатов в приемные родители по вопросам педагогики ипсихологии, основам медицинских знаний, в том числе организация обучающихсеминаров, тренинговых занятий (далее – подготовка) осуществляется органомместного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования(далее – орган опеки и попечительства) за счет средств областного бюджета.
В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки ипопечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностейполномочие органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов вприемные родители может осуществляться образовательными организациями,медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальныеуслуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация).
Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций дляосуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родителиосуществляется на основе положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
1.3. Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родителиосуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным сорганом опеки и попечительства.
Взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается.
1.4. Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует кандидатов в приемные родители об организациях, осуществляющих подготовку, о месте их расположения, контактных данных и режиме работы. Граждане проходят подготовку в органах опеки и попечительства или организациях независимо от места жительства на территории Ростовской области.
2. Порядок подготовки кандидатов в приемные родители
2.1. Кандидаты в приемные родители представляют в орган опеки и попечительства либо в организацию документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
2.2. Если полномочия органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов в приемные родители переданы организации, то орган опеки и попечительства в день обращения кандидатов в приемные родители выдает им направление в организацию и вносит сведения в журнал учета направлений, выданных кандидатам в приемные родители для прохождения подготовки, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.
2.3. Организация в день обращения регистрирует кандидатов в приемные родители в журнале учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители, по форме согласно приложению № 2¹ к настоящему Положению и информирует орган опеки и попечительства о самостоятельно обратившихся в организацию гражданах.
2.4. Организация осуществляет подготовку кандидатов в приемные родители по программе, утвержденной настоящим постановлением, формирует группу слушателей из их числа, утверждает график проведения занятий и уведомляет кандидатов в приемные родители о дате и времени начала занятий.
Организация в течение 2 рабочих дней после начала занятий уведомляет орган опеки и попечительства о дате начала занятий, сроках проведения и количестве граждан, приступивших к занятиям, по форме согласно приложению № 3. Подготовку граждан, самостоятельно обратившихся в организацию, оплачивает орган опеки и попечительства, на территории которого находится организация.
2.5. Организация ведет учет проведения подготовки кандидатов в приемные родители в журнале учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению.
Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организацией в индивидуальном порядке или в группе, численность которой не должна превышать 15 человек. В случае индивидуальной подготовки гражданина организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.
Период ожидания кандидатами в приемные родители начала подготовки должен быть не более тридцати календарных дней.
Длительность курса подготовки – не более 3 месяцев.
Форма курса подготовки – очная. Организация обеспечивает возможность прохождения подготовки в вечернее время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
2.6. По окончании подготовки организация проводит итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители и не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения выдает свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – свидетельство), по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, или справку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.
Свидетельство или справка об отказе в выдаче свидетельства выдается кандидату в приемные родители лично или по письменному заявлению направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Учет свидетельств, выданных кандидатам в приемные родители, осуществляется организацией в Реестре учета выданных свидетельств о прохождении подготовки кандидатами в приемные родители и справок об отказе в выдаче свидетельства по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению (в печатном и (или) электронном виде).
2.7. Организация в течение 3 рабочих дней после окончания курсаподготовки направляет в орган опеки и попечительства:
акт выполненных работ;
счет и (или) счет-фактуру;
копию свидетельства или справки об отказе в выдаче свидетельства,заверенную организацией, проводившей подготовку гражданина.
2.8. Орган опеки и попечительства в течение 1 рабочего дня с датыполучения документов вносит соответствующие дополнения о дате инаименовании организации, выдавшей свидетельство, в журнал учета граждан,выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемнымиродителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства повопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.9. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
отказ кандидата в приемные родители от прохождения подготовки на основании личного заявления;
пропуски более 30 процентов занятий;
непрохождение итогового тестирования и собеседования.
В случае пропуска более 30 процентов от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе кандидатов в приемные родители, которые будут проходить подготовку в данной организации.
2.10. В случае утери свидетельства либо непригодности для дальнейшегоиспользования вследствие износа или повреждения орган опеки ипопечительства на основании сведений, внесенных в журнал учета граждан,выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемнымиродителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства повопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выдает кандидату в приемные родители дубликат свидетельства свнесением соответствующей отметки в графу журнала «Примечание».
3. Прохождение подготовки
гражданами Российской Федерации, постоянно
проживающими за пределами территории Российской
Федерации, иностранными гражданам и лицами без гражданства
3.1. При отсутствии у гражданина Российской Федерации, постояннопроживающего за пределами территории Российской Федерации, иностранногогражданина, лица без гражданства, желающего усыновить ребенка в Ростовскойобласти, документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родителина территории государства, в котором он постоянно проживает (с учетомтематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями ксодержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание всвою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденнымиприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от20.08.2012 № 623), он обращается в орган опеки и попечительства по местунахождения ребенка, указанного в направлении на посещение ребенка,оставшегося без попечения родителей, выданном региональным операторомгосударственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
3.2. Организация проводит подготовку граждан Российской Федерации,постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации,иностранных граждан, лиц без гражданства в соответствии с программой,утвержденной настоящим постановлением, и выдает им свидетельство по форме,утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, илисправку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.
3.3. Подготовка кандидатов в приемные родители на территорииРостовской области осуществляется на русском языке. Иностранные граждане, невладеющие русским языком, могут обращаться в организацию с переводчиком.Услуги переводчика оплачиваются иностранными гражданами самостоятельно.
4. Требования к квалификации
и составу специалистов, проводящих
подготовку кандидатов в приемные родители
4.1. В число требований к квалификации специалистов, проводящихподготовку кандидатов в приемные родители, входят требования к уровнюпрофессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности,профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполненияобязанностей:
для педагогов-психологов – наличие высшего профессиональногообразования, опыт работы в практической психологии не менее одного года, атакже обладание знаниями и навыками групповой работы или опыт личногоучастия в тренингах, консультирования семей с детьми, проведенияпсихологического обследования с написанием заключения,психодиагностической работы, в том числе с использованием проективныхметодик;
для социальных педагогов – обязательно наличие высшегопрофессионального образования, опыт работы по специальности не менее одногогода, а также обладание знаниями и навыками работы с детьми-сиротами идетьми, оставшимися без попечения родителей, опекунами (приемнымисемьями).
Количество специалистов курса подготовки, осуществляющих подготовкукандидатов в приемные родители, должно быть не менее 3
(педагоги-психологи – 2, социальный педагог – 1).
4.2. Органы опеки и попечительства и организации не реже одного раза в два года организуют дополнительное профессиональное образование специалистов, осуществляющих подготовку по программам повышения квалификации.
4.3. Организация, осуществляющая подготовку кандидатов в приемныеродители, должна иметь помещения для проведения тренинга и индивидуальнойподготовки, сертифицированный психодиагностический инструментарий дляпроведения психологического обследования, мультимедийное оборудование дляиспользования на занятиях презентаций, видеоматериалов.
4.4. В случае, если органом опеки и попечительства, который наделил организацию полномочиями по подготовке кандидатов в приемные родители, было принято решение о прекращении действия решения о передаче организации полномочий по подготовке кандидатов в приемные родители, органом опеки и попечительства должно быть организовано завершение прохождения гражданами подготовки в иной организации с соблюдением установленных настоящимПоложением предельных сроков подготовки, а также места проведения подготовки.
5. Заключительные положения
5.1. Срок действия свидетельства законодательством РоссийскойФедерации не установлен.
5.2. Гражданам, прошедшим подготовку до 1 сентября 2012 г., прохождениеповторной подготовки не требуется. Для получения свидетельства поустановленной форме, граждане, прошедшие подготовку до 1 сентября 2012 г.,могут обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующимзаявлением.
5.3. Граждане, имеющие действующее заключение органа опеки ипопечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном(попечителем) или приемным родителем, выданное по месту жительствагражданина до 1 сентября 2012 г., на этапе подбора ребенка, оставшегося безпопечения родителей, не обязаны представлять свидетельство в орган опеки ипопечительства.
Начальник общего отдела Правительства Ростовской области В.В. Сечков
Приложение № 1
к Положению о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
_____________________________________
(наименование организации)
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество лица,
желающего принять в свою семью ребенка)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Я, __________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество лица, желающего принять в свою семью ребенка)
гражданин__________________, паспорт: серия ______ № __________________,
выдан_______________________________________________________________,
(кем и когда)
проживающий по адресу: ______________________________________________
_____________________________________________________________________,
зарегистрированный по адресу: ________________________________________
_____________________________________________________________________,
прошу зачислить меня на курс подготовки по программе подготовки лиц,
желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения
родителей.
Я, _________________________________________________________________,
даю согласие на обработку и использование моих персональных данных,
содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах.
Дата
Подпись
Приложение № 2
к Положению о порядкеподготовки лиц, желающихпринять на воспитание всвою семью ребенка,оставшегося
без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета направлений, выданных кандидатам
в приемные родители для прохождения подготовки
Начат: _______________
Окончен:_____________
№ п/п |
Ф.И.О. гражданина,дата рождения |
Место жительства, телефон |
Дата выдачи направле- |
Подпись в получении направления |
Дата начала занятий |
Дата и № свиде- о прохождении подготовки или справки об отказе в выдаче свиде-тельства |
Причина отказа в выдаче свиде-тельства |
Примеча- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.
Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью.
Приложение № 2¹
к Положению
о порядке подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовкикандидатов в приемные родители
Начат: _________________
Окончен: _______________
№ п/п |
Дата подачи заявления гражданином |
Ф.И.О. гражданина, подавшего заявление, дата его рождения |
Место жительства, телефон |
Дата начала занятий
|
Дата и № свиде- о прохождении подготовки или справки об отказе в выдаче свидетельства |
Причина отказа в выдаче свиде- |
Примеча- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
к Положению о порядкеподготовки лиц, желающихпринять на воспитание в своюсемью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
Бланк организации
от __________ № _____
Руководителю органа опеки и попечительства________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя)
УВЕДОМЛЕНИЕ
Довожу до Вашего сведения, что ____________ в _____________________
(дата начала занятий) (наименование организации,
_____________________________________________________________________,
осуществляющей подготовку кандидатов в приемные родители)
начались занятия по Программе подготовки лиц, желающих принять навоспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В соответствии с направлением от ________ № ______ в группу включеныкандидаты в усыновители (опекуны, приемные родители) ___________________.
(Ф.И.О. кандидатов)
Срок проведения занятий с _________ по _______.
Руководитель Подпись
Приложение № 4
к Положению
о порядке подготовки лиц,
желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
ЖУРНАЛ
учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители
Начат: _______________
Окончен: ____________
№ п/п |
Ф.И.О. кандидата в приемные родители |
Дата подачи заявления |
Место жительства, телефон
|
Дата начала проведения подготовки |
Дата посещен- |
Подпись специали-ста, проводив-шего занятие |
Дата завершения и итоговый результат прохождения подготовки |
Подпись кандидата, проходив- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 5
к Положению о порядкеподготовки лиц, желающихпринять на воспитание всвою семью ребенка,оставшегося
без попечения родителей
РЕЕСТР
учета выданных свидетельств о прохождении подготовки
кандидатами в приемные родители и справок об отказе ввыдаче свидетельства,
в________________________________________________________________________
(наименование организации)
Начат: _________________
Окончен: ________________
№п/п |
Ф.И.О.гражданина,получившегосвидетельство, идата его рождения |
Местожительства,телефон |
Номер и датавыдачисвидетельстваили справки оботказе в выдачесвидетельства |
Причина отказа в выдачесвидетельства |
Подпись в получениисвидетельства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Примечание.
Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляютсяподписью руководителя организации и печатью.
Приложение № 2
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.04.2013 № 223
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Учебно-тематический план Программы
№п/п |
Темы |
Всего(часов)
|
В том числе (часов) |
||
лекции |
тре- |
индиви- |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов вприемные родители |
5 |
|
4 |
1 |
2. |
Представления о потребностях развития приемного ребенка и необходимыхкомпетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемныхродителей |
5 |
1 |
4 |
– |
3. |
Этапы развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
– |
4. |
Особенности развития и поведенияребенка, оставшегося без попеченияродителей, подвергавшегося жестокомуобращению. Диспропорции развитияребенка |
5 |
1 |
4 |
– |
5. |
Последствия от разрыва с кровнойсемьей для развития ребенка,оставшегося без попечения родителей(нарушения привязанности, особенностипереживания горя и потери,формирование личной и семейнойидентичности) |
5 |
1 |
4 |
– |
6. |
Адаптация приемного ребенка иприемной семьи |
5 |
1 |
4 |
– |
7. |
«Трудное» поведение приемного ребенка,навыки управления «трудным»поведением ребенка |
9 |
2 |
7 |
– |
8. |
Обеспечение безопасности ребенка.Меры по предотвращению рисковжестокого обращения и причинениявреда здоровью ребенка |
5 |
4 |
1 |
– |
9. |
Особенности полового воспитанияприемного ребенка |
4 |
– |
4 |
– |
10. |
Роль семьи в обеспечении потребностейразвития и реабилитации ребенка |
6 |
1 |
5 |
– |
11. |
Основы законодательства РоссийскойФедерации об устройстве детей,оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
5 |
5 |
– |
– |
12. |
Взаимодействие приемной семьи сорганами опеки и попечительства ииными организациями,предоставляющими услуги детям исемьям |
2 |
– |
2 |
– |
13. |
Подведение итогов освоения курсаподготовки кандидатов в приемныеродители |
5 |
– |
3 |
2 |
14. |
Всего |
65 |
17 |
45 |
3 |
2. Содержание тем разделов Программы
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители:
индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым изкандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов, ожиданий,понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание всемью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий всемье, которые будут способствовать воспитанию ребенка), проводится передизучением тем раздела 1;
содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов вприемные родители;
задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а такжеродительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (далее – дети, оставшиеся без попеченияродителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопаснойсреды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своейготовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попеченияродителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью,
в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений ввоспитании приемного ребенка как индивидуальных, так и семьи в целом, восознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоитвстретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственностиприемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основамизаконодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихсябез попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в областидетской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (жестокогообращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей)на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семьекак о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностямипротекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного»поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями посохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующимиформами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемныхсемей;
понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностейи порядка его прохождения, а также прохождения психологическогообследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (вслучае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемныеродители);
причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингентдетей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей;процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, егоустройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, изнакомства с потенциальной приемной семьей;
общая характеристика установленных семейным законодательствомсемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка инеобходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивацииприемных родителей:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье,образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие,идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация –усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение сосверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемныеродители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способностиобеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи(удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовыеусловия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у нихкомпетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможностикомпенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка(младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст,подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии:привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося безпопечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорцииразвития ребенка:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое,психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического,эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развитияребенка;
диспропорции развития ребенка, понятия «умственная отсталость» и«задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокоеобращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитыватьребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка,оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенностипереживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучногоразвития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников вжизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятиемих места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявление и последствия дефицита близких эмоциональных контактов у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической)привязанности», «двойственной привязанности», «избегающей привязанности»,«дезорганизованной привязанности»).
Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попеченияродителей; психологические особенности и этапы процесса переживанияребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие,отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствиявторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарованиявзрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлениюприемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка,приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности;способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в периодадаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления«трудным» поведением ребенка:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь,агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений,противоречивое поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков,сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей иобщественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияетна отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых исильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного»поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращениюрисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществев зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе всвязи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попеченияродителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих рискжестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемнойсемье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста,состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развитияребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности исексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация иосознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития иреабилитации ребенка:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формированиеличности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешнейподдержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад,традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблемсвоей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстведетей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, иоснования их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейногоустройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации ккандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами вприемные родители документов для получения заключения о возможностигражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемнымродителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях,оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства,региональными и федеральным операторами государственного банка данных одетях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попеченияродителей, обязанности администрации такой организации; возможностьпроведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядокподготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления;возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты иместа рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией длядетей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка,передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройстваперечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенкаусыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения опередаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся вних, установленные федеральным законодательством и областнымзаконодательством; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка,переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейногоустройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля заусловиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядокпредставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодногоотчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечногои управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства)– личные неимущественные и имущественные права, обязанности иответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов ихсемей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье,приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства,федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки ипопечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям исемьям:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, сорганизациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическуюпомощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такоговзаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступнойинфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживаниясемьи;
взаимодействие приемных семей с социальным окружением иродительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов вприемные родители:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемныеродители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемныеродители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявлениеготовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатовв приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляетсясовместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Начальник общего отдела
Правительства Ростовской области В.В. Сечков